![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
«Ложечными» их именуют в англоязычной литературе – spoonworms. У нас чаще называют эхиуридами, что не совсем верно, т.к. эхиуриды – это виды семейства Echiuridae, а всю группу в целом надо называть эхиурами. Сейчас принята точка зрения, что эхиуры – это сильно видоизмененные полихеты, эволюция которых пошла по пути «обломовщины», т.е. перехода к малоподвижному образу жизни. У нас, «родине» Обломова и погонофор, такая концепция не в почете, но все же постепенно проникает в широкие массы.
Эхиуры интересны прежде всего необычной детерминацией пола.
Это наблюдается не у всех эхиур, а лишь у видов семейства Bonelliidae (типовой род семейства был назван в честь Франческо Бонелли – итальянского натуралиста). Если свято верить учебнику Догеля, то личинки бонеллии, оседая на дно становятся самками, а оседая на тело самок становятся самцами – крошечными недоразвитые созданиями, длиной 1-3 мм, живущими внутри своих партнерш. На самом деле все гораздо сложнее. Выяснилось, что только у части личинок пол детерминируется условиями среды, в то время как у других пол детерминирован генетически и не зависит от того, куда осядет личинка. Очевидно, что личинки, которые обречены стать самцами, в подавляющем большинстве элиминируются, т.к. оседают на грунт и погибают. Но некоторые личинки, находясь в толще воды, могут образовывать пары: при оседании один из партнеров становится самкой, а другой – самцом. Самки бонеллиид, видимо, не ограничены в числе своих сожителей: в одной особе может быть до 20 самцов. Хотя, если поразмыслить здраво, конкуренция между самцами должна иметь место и она прямопропорциональна их размерам. Самцам приходится расквартировываться где попало - в нефридиях, в полости тела, пищеводе, глотке или даже на хоботе. Самкам некоторых видов приходится тащить на себе далеко не карликовую ношу: у Metabonellia самцы достигают в длину 2 см, а у Acanthobonellia - 3-6 см, при этом они имеют не столь упрощенное строение, как личинко-подобные самцы Bonellia. Кстати, самцы акантобонеллий могут несколько дней жить и без самок, но при этом они непрерывно их ищут. Дальнейшая эволюция привела к тому, что самцы стали неспособны жить вне самок.
Рассказывая эти особенности студентам, я однажды услышал, что такое положение дел – мечта феминисток. На самом деле «мечтой» является репродуктивная стратегия эхиур из семейств Echiuridae и Urechidae: у них самцы и самки живут раздельно и никогда не встречаются. А самки бонеллиид даже при желании не смогли бы избавиться от «паразитических» самцов.