olnud: (Default)
[personal profile] olnud
Сейчас кое-где читают посты разных людей, далеких от образования, которые возмущаются нежеланием многих учителей переходить на министерские стандарты. Такие размышления очень удручают, поскольку обыватели (включая академических ученых) не понимают весь масштаб той катастрофы в школьном образовании, которые уже даже не грядет – мы в нем мы находимся.

***
Сегодня были поминки недавно ушедшего преподавателя. Собрались на квартире пожилой преподавательницы. 15 человек, доценты и профессора от 40 до 80 - зоологи, ботаники, экологи, цитологии. Некоторые проработали в школе по 10 лет. Русские, украинцы, татары, евреи и латыши – в Приморье «этническая каша». Оценки современного высшего образования разнятся: одни хорошо отзываются о рейтинговой системе, другие – плохо, одним нравится переход на двухступенчатую систему, другим – нет. Общими в негативной оценке были два пункта: 1) сокращение с нового учебного года лекционных часов в 1,5-2 раза: скажем, если до этого ботанику низших читали 34 часа, то сейчас – 17 (таковы новые министерские стандарты); 2) ужасающая подготовка школьников, приходящих в университет – безграмотное письмо, невозможность выразить мысль, узкий кругозор, отсутствие мотиваций к овладению новых знаний и навыков, и т.д. Работать можно только с 10-20% студентов – остальные в принципе непригодны для высшего образования. Все это понятно и много раз сказано, но меня более всего заинтересовали наблюдения преподавателя с 50-летним стажем. Она сказала, что первый сигнал изменений для нее «прозвучал» 15 лет назад, когда она обратила внимание на одну особенность: первокурсники не могли воспринять прочитанный текст методички по практическим занятиям. С этой методичкой она работала 25 лет: нетленная классика – накройте объект покровным стеклом, посмотрите в микроскоп, зарисуйте такие-то детали. И вот где-то в 97-98 годах студенты ее опять читали, но большинство не понимало смысла написанного. «Читаю им сама, вслух – понимают, а сами читают – не понимают. Я решила, что они шутят…». В этом году она решила уходить на пенсию, хотя и здоровье, и уровень лекций, и человеческие качества у нее достаточно высокие, чтобы продолжить работу на 0.25 ст. (острой необходимости освобождать место тоже нет). «Мне стало неинтересно работать с новыми студентами» - и рассказала, как на днях она принимала экзамен. Девочке попался вопрос «Размножение мукора» - она бойко начала: «Когда мы достаем из помойного ведра старый хлеб, то видим на нем нечто белое и пушистой – это мукор». И все… Больше она ничего не знает. Преподавательница любит возиться со студентами: она вместе со студенткой шаг за шагом «реанимировала» жизненный цикл мукора, заставила девушку прочесть еще раз учебник, нарисовать схему. И потом случилось самое страшное для преподавателя – она убрала учебник и схемы, дала чистый лист и попросила девушку снова повторить все сказанное, но уже самой, без посторонней помощи. Девушка взяла лист, подумала полминуты и произнесла только одну фразу: «Когда мы достаем из помойного ведра старый хлеб, то видим на нем нечто белое и пушистой – это мукор»….

Date: 2012-06-10 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] moonwalker72.livejournal.com
Из-за клипового мышления, мне кажется. Естественнонаучное, да и серьёзное техническое, образование предполагает умение строить причинно-следственные цепочки, благодаря чему последовательность из простых и очевидных операций (раньше!) укладывалась в голове даже у не очень способных. А сейчас - общая проблема: мысли стали коротенькими и бессвязными.

Date: 2012-06-10 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] olnud.livejournal.com
Да, с причинно-следственными связями сейчас у студентов большие проблемы...

Date: 2012-06-10 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] asafich.livejournal.com
Кстати, тесты ЕГЭ - это, фактически, тесты на "клиповость" и интерактивность, навык совершить правильный выстрел на мониторе...

Date: 2012-06-10 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] olnud.livejournal.com
Да, я это понимаю, но до сих пор полагал, что хотя бы повторить услышанное - не проблемы.

Date: 2012-06-10 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] asafich.livejournal.com
Для того, чтобы повторить услышанное, нужно уметь удерживать содержание с самого начала. Клип же - это жанр, в котором каждый новый кадр претендует на начало новой смысловой линии, отменяющей всё предыдущее. Проще говоря, в нем нет сюжета, а потому и запоминать нечего. Клиповое мышление устроено подобным образом (дело тут, конечно, не только в клипах как таковых).

Date: 2012-06-12 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
Вот мне не нравится термин "клиповое мышление", потому что получается, что это какое-то новое мышление. Может оно и бывает, но у студентов-то, как мне кажется, просто отсутствие ряда навыков, которые раньше ставили в начальной школе.
Например умение "пересказать своими словами", "выделить в тексте основную мысль". Вероятно, еще что-то менее бросающееся в глаза.

Date: 2012-06-10 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moonwalker72.livejournal.com
Как мне кажется знания и тогда и сейчас подаются в форме кирпичиков - простых понятий, которые большинством интуитивно принимаются. Раньше из этих понятий учили строить более сложные и давали примеры - с этим было сложнее и у многих эти примеры забивались в голову как гвоздь. И всё-таки...Я сам от этого очень долго страдал: в промышленном программировании гораздо проще (и надежнее) использовать решение в виде примера от поставщика программной платформы (от Microsoft в частности), чтобы затем просто нещадно вытерев лишнее и добавив свое, получить нечто гарантированно рабочее пусть и не очень изящное. Так было в 90-х, когда я только начинал работать. Теперь же оказалось, что программы-примеры пишут уже не хардкорные профи а какие-то неведомые индусы и там тоже наляпаны ошибки - всего четыре или пять лет назад микрософтом были поставлены вполне официальные сэмплы, которые не то что не могли работать, но даже и не собирались в исполняемый код.

Я всё это написал для иллюстрации к эрозии образовательной системы (и у них тоже), когда человека в принципе научают выбирать между готовыми жестко сваренными композициями "кирпичиков". Видит Бог, в общем случае своя правда тут есть - объемы информации и накопленного знания очень быстро растут - для гибкости быть может просто не хватает ресурсов...Хотя мне кажется стратегия всё равно порочная - людей надо в первую очередь учить учиться, чтобы даже при быстро эволюционирующей рабочей среде приспособление к новым технологиям проходило для человека естественно и с пользой. Только как этого добиться?

Date: 2012-06-12 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
У меня ощущение, что часто студенты просто не понимают, что можно строить эти самые причинно-следственные цепочки. То есть в принципе они это могут (многие бытовые ситуации того требуют), но им в голову не приходит применить те же навыки к учебе. Учеба - это наизусть, как стихи.

Date: 2012-06-10 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] fumiripits.livejournal.com
"Она сказала, что первый сигнал изменений для нее «прозвучал» 15 лет назад, когда она обратила внимание на одну особенность: первокурсники не могли воспринять прочитанный текст методички по практическим занятиям."

Помню, сидим мы на экзамене по физике году в 1995-м. а наш экзаменатор (с сорокалетним стажем) и говорит так тихо зашедшему декану (я сидел близко): "Это последняя группа, которая хоть что-то понимает".

Date: 2012-06-10 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Да уж...
Позволю себе маленькую ремарку насчет непонимания глубины проблем образования некоторыми академическими учеными. Я читал довольно много комментариев и слышал довольно много мнений, и вынес для себя следующее. Такого мнения придерживается вполне определенная категория ученых - закаленные грантовые бойцы, суровые и циничные, неплохо встроившиеся в современную обстановку, всячески отрицающие наличие блата (а он есть хотя бы просто по признаку корпоративной принадлежности: заявка из МГУ это совсем не то же самое, что заявка из Тьмутараканстого пед.университета), мал-помалу примыкающие к имущему и правящему классу. Все они прекрасно понимают, но они приняли вот эту неявную программу "образование для богатых", и им на все наплевать. Считают себя принадлежащими к элите, и мыслят соответственно.

Date: 2012-06-10 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] olnud.livejournal.com
Все так, но даже у этих ученых начинаются "сбои", когда они ищут новых студентов и аспирантов (а это необходимо для их статуса и грантов + нужна "рабская сила"). Волей-неволей им приходится признать, что аспиранты становятся другими. Знаю таких, которые по этой причине предпочитают быть одиночками.

Date: 2012-06-10 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] 2born.livejournal.com
Да-да.

Date: 2012-06-11 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] klapaucy.livejournal.com
Мде. И что нас ждёт в будущем? как-то тревожно...
Page generated Sep. 25th, 2017 12:58 am
Powered by Dreamwidth Studios